|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
  Разнообразие и богатство природных ресурсов привлекал людей на территорию Хакасии с глубокой древности. Здесь можно обнаружить и остатки древних поселений и древние могилы, святилища и наскальные рисунки, полуразрушенные укрепления, каменные изваяния. Курганы органично вписались в степной пейзаж и являются характерной приметой долины среднего Енисея. Скалы Хакаско-Минусинской котловины покрыты таким множеством процарапаных, выбитых и нанесенных краской  рисунков, что их без всякого преувеличения можно назвать гигантской картиной галереей под открытым небом. Специалисты-археологи работают на ее территории уже более 280 лет, начиная с 1722г. - первой экспедиции под руководством доктора Д. Г. Мессершмидта, снаряженной по указанию Петра1, для всестороннего изучения Сибири. В результате чего в Минусинске в 1877 году открылся музей, до сих пор имеющий одну из лучших коллекций в мире по древне палеолитическому искусству. Основателем музея выступил Мартьянов Н.М.   Согласно археологических данных первые древние люди поселились на Енисее от 100 до 40 тыс. лет  назад (Грот"Двуглазка", Боградский район). Расселение неандертальцев с юга в Южную Сибирь пришлось на межледниковый период, когда произошло значительное потепление климата.   Появление " человека разумного" на территории Хакасии, датированное по результатам раскопа верхнепалеолитической стоянки около д. Малая Сыя, - около 34 тыс. лет назад. Древние жители которой занимались облавной охотой на оленей, горных баранов, бизонов, мамонтов, носорогов, а так же мелкого пушного зверя. Они добывали в горах руды (гематит, магнетит, малахит) и использовали их для изготовления красок. Южная Сибирь была свободна ото льда и являлась частью той прародины, на которой сформировался человек современного физического типа. (Топонимика дает основания предпологать, что прежде здесь расселялись индоевропейские и кетоязычные этнические группы,затем их сменили самодийские и угроязычные племена. Тюркоязычные люди (предки современных коренных жителей - хакасов( до 1917г. - енисейских кыргызов)) впервые появились на этих землях около 2300 лет назад.) Подспорьем в питании было собирательство съедобных клубней, ягод и стеблей растений.Появилась высокая техника изготовления разнообразных орудий и оружия из камня, кости и рога. С окончаниеи сартанского оледенения в Сибири началось общее потепление климата. В это время складывается современный ландшафт. Возникают новые прогрессивные особенности хозяйства, быта и культуры людей каменного века. В мезолитическую эпоху у  охотников появились лук и стрелы. Основные обьекты охоты - лось, благородный олень,косуля, дикий баран. Кроме того в этот период, кроме охоты, люди освоили рыболовство. Появились гарпуны, крючки и сети, сплетенные из растительных вололкон. Зародилось ткачество, люди научились шлифовать камень. По материалам поздненеолитических погребений выявлена большая смешанность населения, т.е. в бассейнах рек Абакана. Чулыма и Среднего Енисея взаимодействовали разноэтнические группы населения. Произведениями искусства, относящиеся к неолиту, являются Суханинская, Оглахтинская, Шалоболинская писаницы. В середине III тыс. до н.э.   в Южной Сибири наступил период медно - каменного века. В это время, получившее условное название Афанасьевской культуры, по г. Афанасьевой на Енисее, близь с. Батени, где впервые были раскопаны могилы этой культуры. В результате было установлено, что здесь обитали 2 большие группы племен - европеоиды, проникшие сюда с Запада, и местное население смешанного европеоидно-монголоидного физического типа. И те и другие были не только скотоводами, но и занимались земледелием, совместно с охотой и рыболовством. Отмечается появление медных орудий и предметов быта. Афанасьевцы почитали огонь и солнце. Они посвящали небу и богам священных животных, совершали воскурения в специальных глиняных курильницах на поддоне. Материальную культуру следующего этапа (к  III тыс. до н. э. - IIтыс до н. э.) - ученые условно называют Окуневской - по имени улуса Окунева на р. Уйбат, где были впервые раскопаны могилы этого типа. Культура своеобразна из-за сочетания в ней хозяйственного уклада, обрядов и верований как более древних неолитических охотников, так и скотоводов эпохи бронзы. Синкретизм отражен в ярких и разнообразных памятниках искусства, насыщенных религиозной символикой. Основой хозяйства являлось скотоводство, но и земледелие развивалось. Следует отметить, что появилось  производство меди и бронзы и изделий из них. Керамика изготовлялась двух видов: конической и горшкообразной форм, орнаментированные по всему тулову. Окуневцы оставили после себя замечательные произведения искусства. Среди них каменные плиты с рисунками фантастических животных, изображения женщин на камне и кости. Каменные изваяния, ориентированные на восход солнца. Личины изваяний представляют сложнейший образ первобытной мифологии, идею о трехуровневом мироздании.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3600 лет тому назад в Хакаско-Минусинскую котловину проникаетс Запада третья волна европеоидного населения, создатели так называемой Андроновской культуры.  Это были рослые европеоидные люди, по своему физическому типу  отличавшиеся от предшествуюших жителей юга Сибири. Основным занянятием было разведение крупного рогатого скота. а так же овец и коз, кроме того они занимались мотыжным земледелием. Волов и лошадей употребляли как тягловуюю силу, запрягая в двухколесные повозки и четырехколесные телеги, а так же боевые колесницы с парной конской упряжкой. Андроновцы выплавляли орудия и оружие из высокооловянистой бронзы. Изготовлялись горшковидные, баночные и мискообразные сосуды. которые украшались елочным узором или геометрическими фигурами.   В конце бронзового века в Южной Сибири расцвела Карасукская культура (XIII - VIIIвв. до н. э.), памятники  которой оставлены смешанным населением, пришедшим с Запада и Юга. Культура получила название по р. Карасук, левого притока Енисея. Создатели этой культуры жили оседло, в больших домах каркасного типа, слегка углубленных в землю, облицованных по стенам плитами. Разводили крупный рогатый скот - лошадей, овец, верблюдов. Возделывали пашни, охотились. Изготовляли шаровидные и плоскодонные сосуды сорнаментами из треугольников и фестонов. Одежду шили из меха, кожи, шерсти, тканей из растительного волокна,Особенно высокого уровня достигли горное дело и металлургия.   В ранний железный век в Хакасско-Минусинской котловине и прилегающих районах развивается оседлая земледельческая тагарская культура (VII-IIIвв. до н.э.) Это была эпоха становления классовых взаимоотншений, приведшая в 4-3 вв. до н.э. к возникновению перврого южносибирского государства, которое зафиксировано в древнекитайских сочинениях как  "Динлин го" - "государство Динлин". Жилища тагарцев - рубленные деревянные избы. Первые кованные из железа орудия труда и предметы вооружения появились в Сибири в 6-5 вв.до н.э., но еще 300 лет железо не могло вытеснить бронзу. Металлургия выделилась в первое самостоятельное ремесло. Земледелие начинает вытеснять скотоводство на задний план, тем более, что частые военные столкновения позволяли получать скот от соседей, путем насильственного захвата. При этом угонялся не только скот, но и военнопленные. Динлины-тагарцы применяли труд рабов для исусственного орошения пашен. Ирригационное земледелие, требовавшее сооружения и поддержания сети оросительных каналов, плотин и дамб, привело к организации крупных земляных работ. Среди населения преобладал четко выраженный европеоидный физический тип. На одной из скал в Боградском районе имеется рисунок тагарского поселения, позволяющий установить особенности социально-экономической жизни динлинов. Около 201 года до н. э. государство Динлин  было разгромлено войсками гуннов. А в Хакасско-Минусинскую котловину передвинулось тюркоязычное племя кыргызов (в китайских источниках "гяньгуней"). Китайцы последующую ситуацию рисовали так: "их (гяньгуней) племена смешались с динлинами". Кыргызы стали военно-аристокртической верхушкой в новой этнической общности. Они сформировали институт династиного правящего рода.
|
|
|
|
Во 2-1 вв. до н. э. Южная Сибирь являлась северозпадной провинцией гуннского государства. Власть шаньюя поддерживалась спомощью специальных наместников. На левом берегу р. Абакан был построен городок и монументальный дворец гуннского наместника. Дворец был построен в традициях смешанной дальневосточной-среднеазиатской культуры. Грабительская политика гуннских наместников вызывала недовольство и восстания местного населения. Гуннское иго пало в 40 г. до н.э. Этот период имел большие последствия для аборигенных этнических групп. Военно-административная система способствовала ликвидации остатков родового строя и развитию раннефеодальных отношений. Возникли ремесленные цеха - поселения рудокопов, металлургов, кузнецов, гончаров. Появились золотобиты - они освоили золочение бронзовых предметов, инкрустирование жележных изделий золотом, обработку драгоценных камней. Утвердился строгий канон в изготавлении и раскраске культовых портретных и погребальных масок.   Значительно увеличилась сеть оросительных каналов, развивалось пахотное земледелие и придомное скотоводство. В обрашении появилась ханьская бронзовая монета, Знать того времени носила одежду из меха зимой и шелковых тканей летом. Простолюдины  обевались в одежды из овчины и шерсти. Чиновники и военные имели особые знаки различия. Первая половина 1 тысячелетия н.э. - время формированияновой государственности -  Кыргызкого каганата, жителей которого в Китае в  разных фонетических вариантах звали: сяцзаяс, кахас, хягас и т. п. Археологические и этнографические материалы позволяют увидеть в коренном этносе Хакасии - хакасах - прямого наследника традиций создателей Кыргызкого каганата. Тюркоязычные кыргызы стали правящей аристократической группой. Но в поцессе ассимиляции, тюркоязычное ядро значительно выросло, появляется осознание своего родства и единства. Хозяйство становится многоотраслевым: земледелие, скотоводство, горное дело, различные ремесла. Земледелие было высокоразвитым плужным и в значительной степени основанным на искусственном орошении. Велась широкая внешняя и внутренняя торговля.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С 648 года Китай посещали древнехакасские правители и торговцы. В 711 г. посольство праибыло и в Тибет. В этот период правитель кыргызов - Барс-бек, заручившись поддержкой китайцев и тюргшей (тюркноязычного народа Средней Азии), обьявил себя каганом, что означало претензию на полный суверенитет Кыргызского каганата. Орхонские тюрки решили разбить опасную коалицию. Зимой они предприняли военный поход через Саяны  где Орхонские тюрки одержали победу, убив Барс-кагана. Удовлетворившись захватом трофеев, они вскоре вернулись обратно, а самостоятельность государства на Енисее была вскоре востановлена, т.к новые посольства в Китай состоялись уже в 722 и 723г., возглавляемые подросшими сыновьямьБарс-кагана, так как в 40-х г. VIII в., тюрки были разбиты уйгурами, основавшими свой каганат и ставшими с 745г. полными хозяевами Центральной Азии. Они захватили территорию Тувы, постоянно угрожая существованию Древнехакасского государства. изолировали его от внешних сношений и торговли. Однако постепенно кыргызы смогли усилиться. Древнехакасское государство на столько окрепло, что его правитель вновь обьявил себя каганом, что привело к двадцатилетней войне. Наконец, в 840г. кыргызская армия атаковала уйгурскую столицу Орду-Балык. Уйгурский каган пал в бою, его войско было рассеяно.Преследуя остатки уйгуров древние хакасы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в Оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории назвали кыргызским великодержавием. Большим достижением социально-экономического развития общества древних жителей Хакасии явилось употребление собственной енисейской письменности, зародившей в XII в., а также созданиев VIII-XII в. городов и городской культуры В середине IXв. древнее государство на западе ограничивалось Иртышом, на севере, востоке - Ангарой, на юге пустыней Гоби. В феодальном государстве древних кыргызов существовало государственное и частное землевладение. В начале IX в. сложилось регулярное строевое войско, появилась новая служивая знать. Знать имела в частной собственности не только землю и скот, но и крестьян. К IXв. часть древнекыргызской знати приняла одну из религий возникших в Заподной Азии - манихейство. Ареологами открыты манихейские храмы и святилища в средневековых городах, оставшихся в долине р. Уйбата. Проникала на Енисей и буддийская прпоганда, но рядовое население в значительной своей части продолжало оставаться язычниками - шаманистами. Богатое древнекыргызское государство, обладавшее большими горнорудными, металургическими, сельскохозяйственными и иными ресурсами, подверглось экспансии молодой державы древних монголов. В 1207г. многочисленная армия во главе с Джучи вторглась в пределы древнекыргызского государства. Жестокое поражение подорвало силы государства, но не лишило его способности и стремления к сопротивлению. В течении 86 лет продолжалась неревная борьба. Накопив силы, в 1273г. народы Южной Сибири предприняли новое, на этот раз успешное восстание. Монгольский наместник и его гарнизоны были изгнаны. Кгязья из родов кыргызов 20 лет вновь независимо правили Южной Сибирью Но в 1293г. монголы обрушили страшный карательный удар, огнем и мечем опустошив Туву и Хакаско - Минусинскую котловину. Древнекыргызское государство было уничтожено. С гибелью государства, все достижения саяно - алтайских народов - пашенное земледелие с искусственным орошением, градостроительство, письменность, высокий уровень государственного строя и многие другие достижения. Угас самый северный в Центральной Азии и Сибири очаг средневековой цивилизации, прсуществовавшей почти тысячелетие. Очень мало сведений  известно о периоде с конца 14 в. до начала17 в. в истории Хакасии. Это "темные века" наполнены драматическими событиями нашедшими отображения в фольклоре. В 17 век Хакасско-Минусинская котловина ивходти раздробленной на 40ханства Езерское (Исарское), Алтысарское, Алтырское и Тубинское . К моменту прихода в Южную Сибирь русских людей в началеXVII в., обьединеннуютерриторию этих ханств под управление рода Кыргыз в русских документах XVII в. называли "Кыргызской землицей". Свыше трехсот лет (XIV-XVI)  ее угнетали и терзали сменяышие друг друга воинственные монгольские ханы. Этнический состав ее в основном тюркоязычного населения остовался еще довольно пестрым. Аристократический сеок - кыргыз занимал по прежнему господствующее положение.  
|
|
|
Процесс присоединения земель Хакасии к России проходил в очень сложной обстановке. До прихода русских за господство над территорией боролись две силы: монгольский и джунгарский ханы. С появлением казаков на Енисее возникла третья сила, которая решительно стала претендовать на Кыргызскую землицу. Завязалась упорная и длмтельная борьба между русским царем, монгольским ханом и джунгурским хунтайджи за господство над населением долины Среднего Енисея. В этой борьбе кыргызские князья не были едины: одни поддерживали русских, другие монголов или джунгуров, которые вели упорную борьбу с царскими властями за своих кыштымов (вассалов ). Енисейские кыргызы в течении всего XVII в. искали выход, из тяжелейшего положения. Принятие подданства Российского государства являлось не только наименьшим злом, но и единственной возможностью  уцелеть. Весь народ стал коллективным кыштымом русского царя и вошел в сословие ясачных "инородцев". Традиционная одежда кыргызов - показатель многовековой преемственности в развитии местной культуры. Распространенным украшением на одежде являются узоры, вышитые крученым шелком ярких тонов. Украшением одежды служили коралловые, серебряные, позолоченные пуговицы. Серьги, кольца, перстни, браслеты являлись предметами украшения женского туалета. Характерным женским украшением был нагрудник (пого), надевавшийся на свдьбе поверх шубы или сигидека замужней женщиной (свахой). Музыкальность аборигенов, разнообразие музыкальных инструментов ( чатхан, хомыс, и др.) отмечал Ф.В.фон Радлов в к.XIXв. Костюм, инструменты шамана позволяют частично познакомиться с традиционным мировозрением кыргызов, которые и после христианизации сохранили шаманский культ, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов. С появлением в середине 19 века в Минусинске, а позже и в хакаских селениях, школ многие дети зажиточнных хакасов получили возможность научиться грамоте. Не многочисленым, но очень деятельным был состав лиц из их среды, получивших высшее образование. Среди них и профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов, лингвист М.И. Райков, этнограф С.Д.Майнагашев. В годы первой русской революции был создан "союз сибирских инородцев", выступивший с националистической либеральной программой в поддержку Гос. Думы. Бурный 1917 год отмечен в Хакасии началом трагических событий, как и по всей России. Братоубийственная гражданская война унесла тысячи жизней жителей юга Сибири. Но раскол в обществе долгие годы усугублялся жестокостью противостоящих сил: советской диктатуры и крестьян-повстанцев.  Победившая советская власть постановлением ВЦИК от 14 ноября 1923 г. образовала Хакасский уезд (и как следствие этого возникло новое обозначение - хакас - для определения национальности местных инородцев, именуемых ранее енисейскими кыргызами) потом округ, получивший позднее статус Хакассой Автономной области. Так же ставился вопрос о присоединении к Хакасии Горно-Шорского района от Кузнецкого округа, так как шорцы и хакасы являются одним народом, только с разными наречиями,  но вопрос так и не был решен до сего дня. А горная Шория ныне входит в состав Республики Алтай. Хакасской А.О.  В 1991 году так же придан статус Хакасской Автономной Республики в составе Российской Федерации.     Используемая литература: С.В.Киселев "Древняя история южной Сибири" Академия наук СССР. Москва 1951г. Л.Р.Кызласов "История Хакасии с древнейших времен до 1917 г." Москва 1993г. Л.Р.Кызласов "Древняя и средневековая история Южной Сибири" Абакан 1991г. Э.Б.Вадецкая "Археологические памятники в степях Среднего Енисея" Ленинград 1986г. П.И.Чебодаев "История Хакасии с древнейших времен до конца 19 века" Абакан 1992г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|