Сакральные основания этнической культуры хакасов.
   Л.В.Анжиганова, доктор филосовских наук,
профессор кафедры культурологии ХГУ им. Катанова
 
  Во второй половине XX века  проявилась ситуация, когда развите общества за счет
истребления природного компонента жизненного пространства ведет к реальной
опасности самоуничтожения. В данных условиях только культура (в том числе и
этническая) становится фактором самосохранения человека, общества и природы. Не
предсказуемое будущее человечества и отдельных его народов заставляет обратиться к
опыту прошлого, в котором оно ищет рецепты решения своих проблем, Более того,
потребность обрести себя в вечности ведет к стремлению соединить время (прошлое,
настоящее и будущее) в едином пространстве. В этой связи,  ученые-антропологи
отмечают повышенный интерес к шаманизму как древнейшей форме духовной
адаптации человечества к миру, сумевшей самосохраниться в течение тысячелетий.
Особенностью современного мирового шаманизма является ряд моментов:   
  * шаманизм развивается как филосовско-религиозная ситстема (а не только
культово-ритуальные практики), являющаяся законченным трансцендентным
мировозрением, цель и смысл которого не только почитать и сохранять жизнь, но и
пробуждать к ней.
  * шаманизм стремиться найти свою нишу в духовном опыте человечества, определить
общее с мировыми религиозными системами при акценте на особенном
(тюрко-монгольский, сибирсий шаманизм) и единичном (хакасский, тувинский и пр.). Самое
первое, что роднит шаманизм с мировыми религиозными системами, это
общечеловеческие этические нормы. Известно также, что именно шаманизм "подарил" им
некоторые  особенности ритуальной практики (окуривание, обрызгивание, движение по
кругу и многое другое). С буддизмом и дзен-буддизмом их роднит теория реинкарнаций,
медитация. В шаманизме, как и в даосизме, первоосновой является Закон (Дао).
Конфуцианство и шаманизм перекликаются культами неба, предков и жесткой системой
устройства общества. Уникальное же лицо шаманизма связано с тем. что нет другой
такой травдиции, которая быпа бы настолько ориентирована на природу, как шаманизм.
  * появились новые формы шаманизма. Так известный исследователь мирового
шаманизма М. Хоппал выделил "городской шаманизм", который по его мнению имеет
свою специфику в ритуалах.
  В современных условиях особого внимания требует вопрос о полноте восстановления
шаманских ритуалов. При тщательном исследовании оказывается, что каждое
шаманское действие, слово, несет строго определенный смысл. Другое дело, что
современная аудитория, вырванная из традиционного мировосприятия и образа, очень
часто многого не понимает и не воспринимает. Современному человеку, получившему
образование и воспитание на базе европейского рационализма, очень сложно многое
брать на веру. Осложняет ситуацию и то, что у каждого шамана, при общей
мировозренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности (сфера
действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр.). С другой стороны, одним из 
важнейших условий эффективности шаманских камланий является доверие аудитории
силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому
умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства
психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.
В шаманской  тысячелетней традиции существует представление о "месах силы",
которые могут быть как не большими, так и значимыми в мировом маштабе. От
состаяния этих территорий зависят судьбы в мировом масштабе. Такой сакральной
землей является и древняя Хакасия. Шаманизм на ее территории возник в глубокой
древности. Шаманская (трехчленная) модель мира в наиболее разработанной форме
присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры (3 тыс. до н. э.),
которая с необходимостью предпологает появления особого типа людей - шаманов,
способных путешествовать (в измененных состояниях сознания) по всем трем мирам,
населенными божествами и духами. Сложнейшая история хакасов свидетельствует не
только об удивительной жизнеспособности шаманизма, нои ассимиляции им распрост-
ранявшихся когда то здесь буддизма, манихейства, христианства. Хакасский этнограф
Патачаков К.М. привел следующие цифры : "в 1924-1925 году в 26 аалах Хакаского уезда
был 71 шаман. из них 54 чел. мужчины, 17 - женщины; 39 чел. имели бубны. костюмы;
наследственными шаманами считались 15 чел..."          "......"
   Остновимся кратко на основах вероучения хакасского шаманизма как мировоззрения
общности, в котором все важнейшие  проблемы народа рассматриваются с позиций
взаимоотношений Природы и Человека. Филосовский анализ традиционного
мировоззрения народа позволяет выделить основные идеи, ставшие с незапамятных
времен ядром культуры этноса:
*  Мир един и живой, в нем все связано со всем, все зависит друг от друга.
*  Абсолютная бесконечная Жизнь является высшей ценностью, человек не "тварь
дрожащая", он возник одновременно с миром и несет Личную ответственность за
благополучие вселенной, природы, социума, рода, семьи, своейвечной жизни здесь, в этом
"солнечном мире".
*  Мир находится в вечном движении и развитии, ему имманентно присуща природная
ритмичность (смена времен года, состояний общества - гармонии и хаоса).
*  Вселенной руководит обьективный, вечный Закон справедливости, поэтому уйти от
наказания за нечистоту мысли, чуства, поступка человек не может ни в ходе
искупительной жертвы (тем более чужой), ни индульгенции.
*  Наиболее важными ценностями традиционного мировоззрения являются дети, семья,
община, род, этнос, родина.
*  Традиционное мировозрение рождает позитивное мировосприятие (поскольку жизнь и
смерть - вечные и неизбежные этапы в процессе перевоплощения), которое с
неизбежностью способствует позитивной деятельности, ориентированной на
творчество.
*  Человек традиционного общества обладает выраженной целостностью (единством
тела, сознания, души).
*  Проявления экзистенциального вакуума в традиционном обществе редки, чему
способствует строгая социальная упорядоченность и психотерапевтическая
деятельность шаманов.
*  Народная педагогика является смыслообразующей, формирует у человека чуство само
достаточности, личного и этнического достоинства. Кто хорошо знаком с научными и
филосовскими поисками конца 20  века, тот увидит удивительную современность этих
идей.