Чуть-чуть о шаманизме
Сакральные основания этнической культуры хакасов.
   Л.В.Анжиганова, доктор филосовских наук,
профессор кафедры культурологии ХГУ им. Катанова
 
  Во второй половине XX века  проявилась ситуация, когда развите общества за счет
истребления природного компонента жизненного пространства ведет к реальной
опасности самоуничтожения. В данных условиях только культура (в том числе и
этническая) становится фактором самосохранения человека, общества и природы. Не
предсказуемое будущее человечества и отдельных его народов заставляет обратиться к
опыту прошлого, в котором оно ищет рецепты решения своих проблем, Более того,
потребность обрести себя в вечности ведет к стремлению соединить время (прошлое,
настоящее и будущее) в едином пространстве. В этой связи,  ученые-антропологи
отмечают повышенный интерес к шаманизму как древнейшей форме духовной
адаптации человечества к миру, сумевшей самосохраниться в течение тысячелетий.
Особенностью современного мирового шаманизма является ряд моментов:   
  * шаманизм развивается как филосовско-религиозная ситстема (а не только
культово-ритуальные практики), являющаяся законченным трансцендентным
мировозрением, цель и смысл которого не только почитать и сохранять жизнь, но и
пробуждать к ней.
  * шаманизм стремиться найти свою нишу в духовном опыте человечества, определить
общее с мировыми религиозными системами при акценте на особенном
(тюрко-монгольский, сибирсий шаманизм) и единичном (хакасский, тувинский и пр.). Самое
первое, что роднит шаманизм с мировыми религиозными системами, это
общечеловеческие этические нормы. Известно также, что именно шаманизм "подарил" им
некоторые  особенности ритуальной практики (окуривание, обрызгивание, движение по
кругу и многое другое). С буддизмом и дзен-буддизмом их роднит теория реинкарнаций,
медитация. В шаманизме, как и в даосизме, первоосновой является Закон (Дао).
Конфуцианство и шаманизм перекликаются культами неба, предков и жесткой системой
устройства общества. Уникальное же лицо шаманизма связано с тем. что нет другой
такой травдиции, которая быпа бы настолько ориентирована на природу, как шаманизм.
  * появились новые формы шаманизма. Так известный исследователь мирового
шаманизма М. Хоппал выделил "городской шаманизм", который по его мнению имеет
свою специфику в ритуалах.
  В современных условиях особого внимания требует вопрос о полноте восстановления
шаманских ритуалов. При тщательном исследовании оказывается, что каждое
шаманское действие, слово, несет строго определенный смысл. Другое дело, что
современная аудитория, вырванная из традиционного мировосприятия и образа, очень
часто многого не понимает и не воспринимает. Современному человеку, получившему
образование и воспитание на базе европейского рационализма, очень сложно многое
брать на веру. Осложняет ситуацию и то, что у каждого шамана, при общей
мировозренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности (сфера
действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр.). С другой стороны, одним из 
важнейших условий эффективности шаманских камланий является доверие аудитории
силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому
умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства
психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.
В шаманской  тысячелетней традиции существует представление о "месах силы",
которые могут быть как не большими, так и значимыми в мировом маштабе. От
состаяния этих территорий зависят судьбы в мировом масштабе. Такой сакральной
землей является и древняя Хакасия. Шаманизм на ее территории возник в глубокой
древности. Шаманская (трехчленная) модель мира в наиболее разработанной форме
присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры (3 тыс. до н. э.),
которая с необходимостью предпологает появления особого типа людей - шаманов,
способных путешествовать (в измененных состояниях сознания) по всем трем мирам,
населенными божествами и духами. Сложнейшая история хакасов свидетельствует не
только об удивительной жизнеспособности шаманизма, нои ассимиляции им распрост-
ранявшихся когда то здесь буддизма, манихейства, христианства. Хакасский этнограф
Патачаков К.М. привел следующие цифры : "в 1924-1925 году в 26 аалах Хакаского уезда
был 71 шаман. из них 54 чел. мужчины, 17 - женщины; 39 чел. имели бубны. костюмы;
наследственными шаманами считались 15 чел..."          "......"
   Остновимся кратко на основах вероучения хакасского шаманизма как мировоззрения
общности, в котором все важнейшие  проблемы народа рассматриваются с позиций
взаимоотношений Природы и Человека. Филосовский анализ традиционного
мировоззрения народа позволяет выделить основные идеи, ставшие с незапамятных
времен ядром культуры этноса:
*  Мир един и живой, в нем все связано со всем, все зависит друг от друга.
*  Абсолютная бесконечная Жизнь является высшей ценностью, человек не "тварь
дрожащая", он возник одновременно с миром и несет Личную ответственность за
благополучие вселенной, природы, социума, рода, семьи, своейвечной жизни здесь, в этом
"солнечном мире".
*  Мир находится в вечном движении и развитии, ему имманентно присуща природная
ритмичность (смена времен года, состояний общества - гармонии и хаоса).
*  Вселенной руководит обьективный, вечный Закон справедливости, поэтому уйти от
наказания за нечистоту мысли, чуства, поступка человек не может ни в ходе
искупительной жертвы (тем более чужой), ни индульгенции.
*  Наиболее важными ценностями традиционного мировоззрения являются дети, семья,
община, род, этнос, родина.
*  Традиционное мировозрение рождает позитивное мировосприятие (поскольку жизнь и
смерть - вечные и неизбежные этапы в процессе перевоплощения), которое с
неизбежностью способствует позитивной деятельности, ориентированной на
творчество.
*  Человек традиционного общества обладает выраженной целостностью (единством
тела, сознания, души).
*  Проявления экзистенциального вакуума в традиционном обществе редки, чему
способствует строгая социальная упорядоченность и психотерапевтическая
деятельность шаманов.
*  Народная педагогика является смыслообразующей, формирует у человека чуство само
достаточности, личного и этнического достоинства. Кто хорошо знаком с научными и
филосовскими поисками конца 20  века, тот увидит удивительную современность этих
идей.
  Традиционная же картина мира хакасского шаманизма следующая:
*  Верхний мир (Хан-Тигир),  источник всего сущего, средоточие божественного Света,
определяет судьбы мира, народа, и каждого отдельного человека. Поэтоу хакасский
шаманизм часто называют тенгрианством. Самые сильные шаманы ("посвященные,"
имеющие более 9 бубнов) поднимались в Небо, становясь заступниками за человека.
* Средний мир - собственно человеческий, в котором он полностью реализуется,
испытывая радость и полноту бытия. Самой важной смысложизненной задачей каждого
хакаса считалось не нарушение целостности и гармонии этого мира, личная
ответственность за  продолжение Жизни во всех ее формах. У хакасов с древних времен
выражен культ предков, которые олицетворяют силу родовых заступников и
хранителей (исторических героев, великих шаманов). Предки вечны, строги
исправедливы. Главным условием жизни и мощи предков является сохранение и развитие
этноса со всеми его атрибутивными свойствами (родной земли, этнической
култьтуры, особенно языка, родовых связей как условия целостности народа, его
генетического здоровья и т.п.).
*  Нижний мир - мир духов.  Чистота мысли, чуства и действия являются основой
долгой и обеспеченной жизни, нарушение этих требований (по всеобщему закону
справедливости) с неизбежностью карается, при этом страшным наказанием является
отсутствие детей, прекращение жизни рода. От неосторожной связи с силами нижнего
мира из-за нарушения запретов и норм нравственности человек может серьезно
пострадать. Зашитником становится шаман, который вступает в  смертельную
борьбу за жизнь и душу человека.
      Шаманский дар, как правило, передавался по наследству, сопровождался "шаманской
болезнью" и требовал от человека (часто в ущерб собственным интересам) посвящения
себя без остатка служению народу, что требовало огромного физического и
психического здоровья. Каждый шаман имел свою специализацию (лечение, ясновидение и
пр.), территорию путешествий (уровни и пространства мироздания в зависимомти от
его силы), духов-помощников, формы камлания, особенности костюма, используемых
музыкальных инструментов и пр. Существовала закрытая система обучения и
посвящения молодых шаманов (как в процессе их общения  с сакральным миром, так и
опытными шаманами).
Наиболее распространнеными способами лечения являлись програмирование и
самопрограмирование пациента на выздоровление, ритмотерапия (звуками бубнов,
других музыкальных инструментов, личных песен шамана, движениями его танца и пр.),
ароматерапия (ирбен, артыш и др.), траволечение, мануальная терапия, психокоррекция,
гипнотерапия, визуализация, плацебо-эффект и др.
Кстати сказать, в шаманизме, как ив других религиозных системах, можно четко
выделить  внутреннюю (эзотерическую) и внешнюю (для народа) стороны.  О последней
было сказано выше. Что же касается первой, то здесь важно отметить следующее. В
течение тысячелетий от учителя к ученику передавалась филосовская основа и
ритуальная практика шамана. Связано это было с тем, что сложнейшая шаманская
реальность (в силу своей бесконечной многоплановости) не поддавалась рациональному
осмыслению и вербальному обьяснению. Тайным знание было так же потому, что
шаманские путешествия были всегда опасными и непредсказуемые, они требовали
огромной духовной силы, физического здоровья и нравственной чистоты.
  Анализ отечественной и мировой научной мысли, а так же собственное исследование
данного явления в его историческом и современном контекстах позволяют сделать
некоторый прогноз о перспективах развития шаманизма:
*  Шаманизм в мире (традиционном и индустриально развитом) вызывает выраженный
интерес не только у ученых саых различных напрвлений (антропологов, психологов,
философов, физиков и пр.), но и у широкой общественности. Глобальный экологический
кризис часть ученых  и практиков связывают, помимо всего прочего, с утратой
биофильного сознания человечества, господствовавшего в шаманском
мировосприятии. Этнически возрождающиеся народы ищут глубинные факторы
этноиндетификации. в том числе и религиозные. Часть из них находят в шаманизме.
*  Шаманы (как и по сути, служители иных религиозных систем) были психотерапевтами
вплоть до 20 века, у многих народов таковыми остаются и сейчас. Современные
исследователи шаманизма Вайнштейн С.И. и Москаленко Н.П. отмечают:
"положительный эффект достигался не только при излечении больных с нарушениями
психики, нервных заболеваниях, но и при  некоторых болезнях, вызванных иными
факторами... из 57 опрошенных нами больных пациентов шаманов у 49 человек после
камлания наступило выздоровление или улучшение состояния."
*  Шаманы получают свой дар, как правило, по наследству, а это значит, что они были,
есть и будут. С ними пытались бороться (кострами инквизиции, лагерями ГУЛАГа...), но
безуспешно. И сейчас рождаются молодые шаманы имеющие сильные шаманские
родословные. Помимо этого, надо помнить, что останутся и те, которые становятся
шаманами в результате серьезных болезней, травм, клинических смертей и пр. Наконец,
шаманами становятся после обучения (например при Фонде шаманских исследований
М.Харнера, США). Ученый считает, что 9 человек из 10 способны к шаманским
путешествиям, при которых они могут "включать" работу своего "внутреннего
доктора".
   В последние годы мы становимся  свидетелями нового явления в шаманизме -
стремления шаманов обьединиться в сообщества национального, регионального и даже
мирового уровней. Сами шаманы предсказывают: "Мы должны ожидать восстания духов
разных мест Земли." Достаточно часты утверждения шаманов самых разных народов и
континентов, что именно их деятельность по удержанию равновесия во Вселенной пока
еще спасает человечество от окончательной гибели вследствие техногенных
катастроф, мирвых войн и экзистенциального вакуума.
 
Hosted by uCoz